Аудит юзабилити сайта

audit_uzabiliti_kom_saita

Конечно, аудит юзабилити лучше доверить профессионалам, которые не только укажут все «тонкие» места, но и подскажут пути их устранения. Но даже не погруженные в специфику работы сайта люди могут понять необходимость изменений на сайте, которые помогут поднять показатели конверсии и, как следствие, улучшить положение сайта в поисковой выдаче. В этой статье перечислены основные моменты, которые требуют внимания владельца сайта.

Принципы юзабилити

Для начала разберемся — что же такое юзабилити.

С английского это слово можно перевести как «удобно пользоваться». Давно сформулированы несколько основных принципов, которым так или иначе следуют разработчики коммерческих сайтов:

  • логичная интуитивно понятная структура;
  • грамотная многоуровневая навигация;
  • разнообразие контента, понятного любому представителю целевой аудитории;
  • наличие уникальной и максимально полной информации по тематике сайта;
  • использование сервисов, упрощающих поиск и получение информации по запросу;
  • наличие отзывов, контактов и других факторов, повышающих доверие к компании;
  • легкий доступ к возможности целевого действия: оформлению заказа, регистрации, подписке и т. п.

Именно для коммерческих сайтов соблюдение принципов юзабилити становится все более и более важным. Удобные сайты имеют более высокие показатели конверсии, пользовательского фактора и низкий процент отказов, что в свою очередь влияет на ранжирование сайта в поисковой выдаче.

Анализируя достаточно большой пласт проведенных аудитов сайтов хочется выделить основные проблемы юзабилити, которые встречаются наиболее часто и могут сильно повлиять на место сайта в выдаче и качество получаемого им трафика.

О технических проблемах уже говорилось в публикации «Создание сайта — начало пути» , но практически все ресурсы имеют несоответствия принципам юзабилити, которые часто приводят к снижению показателей конверсии сайта и потере посетителей, которые мог ли бы стать клиентами.

Основные недочеты в юзабилити коммерческих сайтов.

Не удобная главная страница

К сожалению, редко встречаются на просторах сети сайты, обладающие логичной и понятной структурой. Чаще всего, все материалы, размещенные на сайте, стараются представить на главной странице ресурса, что превращает ее из сжатого отражения сайта в «кучу малу». Не всегда под силу, даже «продвинутому» пользователю, разобраться есть ли на сайте нужный товар/материал/услуга.

Главная страница должна дать понять посетителю, чем занимается компания, вызвать доверие и желание познакомиться с ассортиментом услуг/товаров. Для тех пользователей, кто не впервые посещает сайт следует предусмотреть возможность сделать заказ или совершить другое целевое действие с минимальными усилиями.

Не логичная структура каталога

Очень часто встречающейся ошибкой является отсутствие грамотной структуры каталога.
Каталог предлагаемых товаров/услуг должен быть представлен в логичном и понятном среднему посетителю из целевой аудитории виде и давать максимально полное представление о предложении компании. Чаще всего, что наиболее привычно пользователю сайта, это древовидная структура, представляющая товары/услуги с постепенным расширением на виды/типы/производителей и т.п.

Необходимо понимать, что посетитель не всегда приходит на главную страницу сайта, из поиска он попадает непосредственно в подраздел, соответствующий его запросу. Поэтому грамотное структурирование позволяет размещать в разделах наиболее полную информацию, которую ищет пользователь, не загромождая отдельные документы.

Отсутствие гибкой, удобной навигации

Навигация по сайту, так же относится к важным моментам в плане удобства использования ресурса. Чаще всего встречается вертикальное меню с разделами каталога, дополняемое горизонтальным основным меню сайта. Но довольно большие каталоги нуждаются в дополнительной навигации, которая позволит посетителю сориентироваться в представленном в подразделе каталога ассортименте, не используя прокрутку и форму поиска. Путь посетителя по сайту в виде меню, называемого «крошки», значительно облегчит посетителю понимание структуры и логики построения ресурса.

Введение дополнительной навигации часто не требует серьезных изменений в техническом плане, а в результате удобства использования ресурс получает рост показателей конверсии, а иногда и увеличение трафика.

Не уникальность и не полнота контента

О полноте и уникальности контента говорилось уже много. Добавим лишь то, что наличие цен, технических характеристик, информации о доставке, наличии на складе и других важных сведений не только вызывает доверие у пользователя сайта, но и получает положительную оценку поисковых систем. Сайты обладающие наиболее полной информацией ранжируются выше. Доказательством этого утверждения служат результаты достаточно большого количества экспериментов.

Наличие неработающих сервисов на сайте

Доступ к совершению всех целевых действий на сайте должен быть возможен с любой страницы сайта. Например, размещение формы заявки на услугу или оформление заказа на всех страницах сайта, повышает конверсию в 2-2,5 раза. Если нет возможности разместить форму, пусть это будет текстовая ссылка или понятная пиктограмма, но на странице она должна быть в максимально видимой зоне, рядом с контактами компании.

Современные технологии предоставляют широкий спектр возможностей для интерактивного взаимодействия пользователя с сайтом: различные калькуляторы, возможность получения консультации онлайн, формы обратной связи, видеоэкскурсии и многое другое. Такие сервисы позволяют посетителю получить ответ на свой запрос наиболее полно, увеличивают время присутствия пользователя на сайте, что позволяет ресурсу получать дополнительные бонусы от поисковых систем.

На сайтах, где проводился аудит, размещение подобных сервисов достаточно часто встречается, но корректно работают из них ~10%. Формы обратной связи часто сопровождаются кодом проверки, что снижает их показатели конверсии. Формы заказа не проверяют вводимые данные или не выдают сообщений, что информация отправлена. Что снижает доверие пользователя к ресурсу, так как воспринимается признаком некорректной работы сайта. Работающие калькуляторы вообще редкость.

Не стоит использовать сервисы, которые не отрабатывают правильно, помимо того, что они подрывают доверие к компании, производят неблагоприятное впечатление о работе ресурса, их использование получает негативную оценку у поисковых систем.

Другие проблемы с юзабилити

Реже встречаются недочеты, которые так же влияют на оценку сайта поисковыми системами:

  • ошибки в верстке и оформлении документов ресурса;
  • отсутствие возможности отменить любое действие пользователя;
  • отсутствие иллюстраций и технических характеристик предлагаемых товаров;
  • высокое время загрузки документа.

Оцените свой ресурс: не содержит ли он подобных недоработок. Устраните их и сайт, как хорошо отлаженный инструмент перейдет на новый более качественный уровень работы, что принесет вам новых клиентов.

Добавить комментарий