Экспресс-аудит сайта: 10 основных показателей

Обычно первый контакт с клиентом начинается с проведения аудита сайта. Мы анализируем основные параметры сайта и оцениваем, можно ли его продвигать и какого эффекта стоит ожидать от продвижения. Как правило, экспресс-аудит сайта становится отправной точкой в разработке стратегии продвижения сайта: мы выявляем основные проблемы, которые необходимо устранить в ближайшие месяцы.

В месяц наши специалисты проводят несколько десятков экспресс-аудитов. И уже по результатам этих аудитов я могу судить, что у большинства сайтов одинаковые проблемы, которые достаточно легко решить, но еще проще было – не допускать. Расскажу более подробно об основых показателях, которые мы проверяем в наших аудитах.

1. Индексация сайта

Мы проверяем не только наличие сайта в индексе, но и полноту индексации сайта поисковыми системами. Алгоритм проверки при проведении экспресс-аудита такой:

  • Определяем, сколько всего страниц на сайте.
  • Смотрим, сколько страниц проиндексировано Яндексом и Google, причем Google дает нам два показателя – основной и дополнительный (Supplemental Index) индекс. В дополнительный индекс обычно попадают страницы, которые Google считает недостаточно качественным.
  • Сравниваем, сколько страниц проиндексировано и сколько вообще на сайте. Если в индексе мало страниц или вообще одна главная, но при этом страниц на сайте гораздо больше, при этом они не закрыты от индексации – то вероятность, что на сайт наложены санкции, очень высокая. Продвигать такой сайт нет смысла, нужно сначала добиться снятия санкций.

Также мы смотрим историю индексации, её проверка в рамках экспресс-аудита позволяет определить качество контента на сайте и отношение к нему поисковых систем. Хорошие сайты обычно хорошо индексируются и нет резких изменений в количестве проиндексированных страниц.
Пример информации об индексации сайта:
Индексация сайта

2. Возраст сайта и дата регистрации домена

Для поисковых систем очень важен возраст сайта, при этом возраст определяется не только датой регистрации домена, но и датой первой публикации сайта. Далеко не всегда эти параметры совпадают и именно первая публикация сайта (первая индексация) считается поисковыми системами началом жизни сайта. У нас есть инструменты, которые позволяют отследить дату первичной индексации любой страницы сайта, однако это уже не вопрос экспресс аудита, а задача более серьезного исследования.

Молодые сайты, возраст которых менее года, чаще всего практически невозможно продвигать по высококонкурентным запросам – доверие к ним со стороны поисковых систем ниже, чем к более старым сайтам. Однако их вполне можно продвигать по низкочастотным и среднечастотным запросам, конкуренция по которым не такая высокая.

3. Наличие аффилированных сайтов

Аффилированные сайты – это сайты, который с точки зрения поисковой системы принадлежат одной и той же организации и посвящены одной и той же тематике. Несколько лет назад было популярно делать 2-3 похожих сайта – считалось, что это поможет увеличить охват аудитории. Такие сайты даже находились рядом в ТОП10 поисковой выдаче по одному и тому же запросу.

Сейчас наличие аффилированных сайтов – это, скорее, негативный фактор. Я могу с уверенностью говорить, что в поисковой выдаче будет только один из аффилированных сайтов, остальные будут далеко за пределами ТОП100 по тем же запросам. И, вполне вероятно, что основной сайт мог бы занимать более высокие позиции, если бы у него не было аффилированных сайтов.

Чаще всего аффилированные сайты определяются по одинаковым контактным данным – именно это и становится первой проверкой на аффилированность в нашем экспресс-аудите. Но поисковые системы этим не ограничиваются – в ход идет и расположение сайтов на одном хостинге, и наличие на них связанных счетчиков посещаемости, и схожие ссылочные профили…

Проверка на аффилированость — важная часть нашего экспресс-аудита, но такие вопросы необходимо выяснять в прямом и тесном контакте с владельцем сайта. Иногда он может признаться в самых неожиданных вещах :)

.4 Наличие зеркал сайта и корректность их настройки

Зеркало сайта – это полный или неполный дубликат сайта, находящийся по другому адресу. Чаще всего зеркала сайта находятся на разных поддоменах одного домена, например, сайт доступен как по адресу с www, так и по адресу без www. Это плохо, но исправимо – достаточно настроить корректную переадресацию с одного поддомена на другой и указать главное зеркало в файле robots.txt и Яндекс.Вебмастере. Эту информацию и рекомендации по изменению мы всегда приводим в наших экспресс-аудитах.

Хуже, когда сайт доступен по двум разным доменам, переадресация не настроена и главное зеркало не определено. Такое вполне распространено, например, когда у компании есть два домена: один в зоне ru, второй – в зоне рф. Поисковые системы могут корректно индексировать оба сайта и считать один из них главным зеркалом на свое усмотрение – но не факт, что их мнение будет совпадать с вашим, вполне возможна такая ситуация, когда главным зеркалом будет признан совсем не тот домен, который продвигается.

В таких случаях также необходимо настраивать корректную и полную переадресацию с неосновного домена на основной и указать главное зеркало в файле robots.txt. Естественно, при этом не должно быть дублей на поддоменах. Об этом мы тоже говорим в нашем экспресс аудите.

5. Наличие и показания счетчиков посещаемости сайта

Посещаемость сайта – очень важный фактор, позволяющий оценить его качество. Если сайт сделан более года назад, хорошо индексируется поисковыми системами, но при этом его посещаемость на уровне нескольких человек в сутки – это говорит о возможных проблемах с сайтом. Конечно, если сайт ранее не продвигался, а тематика достаточно конкурентная – то естественному поисковому трафику взяться неоткуда.

В наших экспресс-аудитах мы оцениваем данные посещаемости сайта по открытым источникам – обычно это счетчики на сайтах и данные из рейтингов, таких как liveinternet.ru или top100.rambler.ru

6. Ссылочный профиль сайта – входящие ссылки

Важный параметр, позволяющий понимать, продвигался ли ранее сайт и как продвигался. В рамках экспресс-аудита мы обычно проверяем обратные ссылки с помощью сервиса ahrefs.com – он дает более-менее достоверные результаты. Получаем примерно такие данные:
Данные с ahrefs.com

Наиболее интересны следующие параметры:

  • Количество ссылающихся страниц;
  • Количество ссылающихся доменов;
  • Динамика ссылочной массы;
  • Тексты ссылок.

По текстам ссылок обычно можно понять, продвигался ли сайт и по каким запросам. Если в текстах ссылок присутствуют по большей части ключевые слова – сайт однозначно продвигался. Также по этому показателю можно судить о заспамленности ссылочных текстов, большое количество одинаковых ключевых слов может говорить о некачественном продвижении сайта.

Само по себе количество ссылающихся страниц и доменов не так интересно – интересна именно их динамика. Лучше всего, когда мы видим достаточно стабильный рост на протяжении нескольких лет. Резкие взрывы или падения чаще всего негативно влияют на восприятие сайта поисковыми системами, если только они не были достаточно естественными. В экспресс-аудите любого сайта мы приводим информацию о внешних ссылках и их динамике, а также даем оценку данному фактору.

7. Исходящие ссылки с сайта

Мониторинг этого параметра позволяет определить, торгует ли сайт ссылками. Чаще всего исходящие ссылки появляются на сайте по совершенно естественным причинам, но иногда на сайте могут быть размещены и платные ссылки. Такие ссылки могут добавлять недобросовестные веб-мастера или разработчики сайта, но они могут появиться также и в результате взлома.

Неважно, естественные ссылки или нет – мы стараемся максимально убрать все исходящие ссылки с продвигаемых сайтов, чтобы исключить возможное негативное влияние этих факторов.

8. Уникальность и переспамленность текстов на сайте

Неуникальные тексты на сайте чаще всего негативно влияют на положение сайта в поисковых системах. Конечно, есть и исключения, например, описания в интернет-магазинах или новости на новостных сайтах, но для коммерческих сайтов лучше всего исключить все возможные негативные факторы. Поэтому мы всегда проверяем уникальность текстов на основных страницах сайта в рамках нашего экспресс-аудита.

Правило простое — на всех ключевых страницах, т.е. тех страницах, которые являются страницами входа, должны быть качественные уникальные тексты. При этом даже уникальные тексты не должны быть переспамлены – перенасыщены вхождениями ключевых слов, употребляемых в неестественном виде.

Самое главное – тексты должны быть написаны людьми и для людей! Как вам, например, такая фраза?

Реальный кусок текста с какого-то сайта. И такого уж точно быть не должно на нормально сайте.

Помимо самих текстов, в экспресс-аудитах мы также оцениваем по тем же параметрам и мета-теги на сайте, особое внимание уделяем мета-тегу title.

9. Оценка внешнего вида и юзабилити сайта

В последнее время поведенческие факторы все больше влияют на ранжирование сайтов в выдаче, а внешний вид сайта и удобство его использования напрямую влияют на поведенческие факторы.

Если дизайн сайта несовременный или сделан крайне неаккуратно – посетитель уйдет с сайта сразу же.

Если информация на сайте представлена так, что ее сложно найти и еще сложнее – понять, то посетитель тоже уйдет с сайта.

Если посетителю сайта приходится искать контактную информацию компании – скорее всего, он её не найдет и уйдет с сайта.

Если посетитель не видит цен на товары или услуги – он не будет делать заказ, так как вокруг полно сайтов с ценами.

Можно ещё долго перечислять факторы, влияющие на восприятие сайта посетителями – но это задача не для экспресс-аудита, а для полноценного аудита юзабилити. Мы же обычно ограничиваемся тем, что явно бросается в глаза – как правило, эти факторы и являются основными факторами отказа.

10. Технические факторы

Разные технические факторы сами по себе чаще всего не влияют на продвижение сайта – но они становятся источником многих проблем, затрудняющих или делающих невозможным эффективное продвижение сайта. Перечислим некоторые из них:

  • Сайт разработан на современной и распространенной коммерческой или бесплатной CMS.
    После того, как мы провели аудит нескольких сотен сайтов, уже по CMS можно заранее предсказывать те или иные проблемы. Например, Joomla является самой дырявой CMS, сайты на ней постоянно взламывают. При неграмотной настройке OpenCart чаще всего будут проблемы с ЧПУ и дубликатами контента на сайте. И так далее…
  • Стабильность и скорость работы сайта.
    Если сайт тормозит или через раз выдает различные ошибки – у него будут проблемы с индексацией, будут и негативные поведенческие факторы. Экономия на хостинге или неграмотность разработчиков может серьезно сказаться на дальнейшем продвижении сайта.
  • Некорректно настроенная обработка несуществующих страниц.
    Мне приходилось видеть сайты, где при заходе на несуществующую страницу посетитель перенаправлялся на главную или же ему подсовывалась какая-то из существующих страниц. Естественно, при этом код ответа сервера был не 404, как положено отвечать при запросе несуществующей страницы сайта, а 200, 301 или любым другим. Чаще всего это приводило к дублированию контента на сайте, когда одни и те же страницы были доступны по разным адресам. А это всегда негативно влияло на продвижение сайта.

Конечно, в рамках экспресс-аудита невозможно охватить все факторы или дать точный ответ на вопрос, что не так с сайтом и что мешает его продвижению. Но это уже предмет для отдельного исследования, на которое уходит не пара часов, а несколько недель.

Но оценить сайт в общем и понять, есть ли у него будущее, можно и после проведения экспресс-аудита.

Добавить комментарий