Как оценить конкурентность запроса

При работе с сайтами один из этапов дальнейшего развития — расширение и доработка семантического ядра. Это происходит регулярно: анализируются запросы, по которым ведется работа, в том числе качество и количество привлекаемого трафика. И если эти показатели не удовлетворительны, запросы из семантики исключаются.

Регулярно в семантическое ядро добавляются запросы как низкочастотные, например при росте ассортимента продукции или расширении спектра предлагаемых услуг, так и высокочастотные, которые ранее, при недостаточных качественных показателях сайта, вывести в ТОП было проблематично.

При подборе высоко- и среднечастотных запросов одной из важнейших является оценка его конкурентности. Что понимается под «конкурентностью запроса»?

Конкурентность запроса — совокупность показателей:

  • популярность его у пользователей поиска;
  • объем трудозатрат для выведения его в ТОП поисковых систем;
  • способность запроса привести качественный, конвертируемый трафик на рассматриваемый сайт.

Необходимо найти те критерии, которые можно измерить количественно, для получения адекватной оценки качества. Рассмотрим несколько вариантов:

  • KEI (Keyword Effectiveness Index);
  • объем трудозатрат и стоимости продвижения;
  • сравнение запросов по ортогональному базису.

Любую оценка начинается со сбора информации и ее анализа. Для начала соберем наиболее популярные у пользователей сети запросы, которые смогут привлечь качетвенный трафик и уже из этого списка оценим запросы на сложность продвижения и трудозатраты.
Для облегчения подобного сбора можно использовать инструменты Яндекс.Директ, keycollector — они наиболее удобны и позволят минимизировать затраты времени и сил.

Индекс KEI (Keyword Effectiveness Index)

Для получения показателя индекса собираем статистические данные по каждому из запросов (для их сбора можно воспользоваться сервисами, предлагаемыми в сети, но за качество информации поручиться сложно). Нам понадобятся следующие показатели для каждого рассматриваемого запроса:

  • какое количество главных страниц присутствует в топ-30 выдачи поиска по данному запросу;
  • количество документов, релевантных запросу;
  • количество прямых вхождений запроса в заголовки для топ 10 поиска;
  • показатель количества обратных ссылок на сайты, присутствующие в топ-10 выдачи;
  • некоторый показатель возраста сайтов в десятке выдачи;
  • объем контекстных объявлений по запросу;
  • присутствуют ли в выдаче ссылки с Википедии, Ю-туба и других трастовых площадок.
  • Количество слов в запросе;

Теперь для приведения всей собранной информации к одному знаменателю рассчитаем индекс KEI — ключевой индекс эффективности.
Формула расчета KEI :
KEI = (частотность запроса)/1000*2/(общее количество сайтов по запросу в млн.) + (1+ [слов в запросе]) + 2*(количество главный страниц в выдаче) + 2*(среднее вхождение запроса в заголовки страниц топа) + [количество бэклинков на сайты среднее]/20 + [возраст домена]/12 + [количество рекламных объявлений в директе] + [количество ссылок на трастовые информационные ресурсы]

Для наглядности рассмотрим четыре запроса:

Из таблицы видно, что наиболее конкурентным можно считать «ключевой запрос».

Схема упрощенная, но очень наглядная и понятная.

Оценка трудозатрат и стоимости продвижения

Еще один путь сравнить стоимость продвижения и оценить трудозатраты специалистов на достижение положительного результата. Конечно можно использовать известные сервисы оценки стоимости продвижения, Keycollector в помощь, но корректность данных, выдаваемых этими сервисами вызывает обоснованные сомнения у большинства специалистов СЕО. Поэтому брать их за основу не стоит, но стоит учитывать, если оцениваются запросы, опыта в продвижении которых немного.
В целом у каждого специалиста есть представления о времени, трудозатратах и объеме денежных вложений в продвижение запроса в ТОП10. Это и станет отправным камнем в расчете.

Не смотря на то, что «ссылочный бюджет» как понятие отходит в прошлое денежные вложения остаются актуальными, ведь написание качественных текстов, размещение пресс-релизов на крупных площадках и работа СММ требуют материальных вливаний — эти данные необходимо учитывать в данном параметре оценки помимо работы специалистов СЕО.

Ортогональные запросы

Поисковые системы предлагают простой вариант оценки двух запросов по конкурентности. Введите в поисковую строку следующую конструкцию «запрос1| запрос 2» и оцените выдачу. Какой запрос чаще встречается в результатах, тот и конкурентнее. Но если такого плана запросы часто встречаются в тексте одного документа результат подобной оценки теряет свою достоверность.
Поэтому для таких оценок лучше использовать ортогональные запросы, сопоставимые по конкурентности исследуемыми запросами.

Ортогональными называются запросу вероятность попадания которых в один документ стремиться к нулю.
Например: создание сайта сайта && электролиз
в выдаче 478 ответов, запросы можно считать ортогональными.

Сам поиск базиса по началу может вызывать затруднения, поэтому рекомендуется создать свою базу ортогональных базисов для наиболее часто встречающихся запросов, тогда трудозатраты на выявление ортогонального базиса сильно снизятся. Если же такой базы пока нет необходимо найти запрос, который станет ортогональным для рассматриваемой пары запросов и проанализировать, какой из пары запросов конкурентнее относительно базиса. Такая оценка лишена многих погрешностей, но, к сожалению, тоже не дает абсолютно объективных результатов.

Лишь использование всех методов в совокупности позволяет оценить конкурентность более или менее объективно.

Для упрощения процесса, если нет достаточно времени и ресурсов, можно использовать сервис http://www.seolib.ru/help/seoprice/ сервис оценки конкурентности запроса, но как и все бесплатные сервисы высокого качества оценки он не гарантирует.

Добавить комментарий